Разделы сайта
|
Образовательная программа 2019-2020
Главная / Сведения об образовательной организации / Образовательная программа 2019-2020
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка....................................................................................................3 стр. 2.Информационная справка об учреждении..........................................................................5 стр. 3.Цель и задачи Программы.................................................................................................7 стр. 4.Организация образовательной деятельности.......................................................................8 стр. 4.1.Общая характеристика образовательного процесса.....................................................8 стр. 4.2.Программно – методическое обеспечение..................................................................10 стр. 4.3.Психолого-педагогическое сопровождение................................................................11 стр. 4.4.Кадровое обеспечение образовательного процесса....................................................11 стр. 5.Учебный план...................................................................................................................12 стр. 6.Ожидаемые результаты реализации Программы...................................................................13 стр. 7.Контроль за освоением образовательной программы и эффективностью её реализации..........16 стр. 8.Управление образовательной программой...........................................................................19 стр.
1. Пояснительная запискаВ настоящее время в Российской Федерации активно развивается и внедряется в социально – педагогическую практику система сопровождения детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа после прекращения в отношении их всех форм попечения (далее – Выпускники). Одним из важных направлений деятельности Государственного бюджетного учреждения для детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Центр подготовки и постинтернатного сопровождения Выпускников «Расправь крылья» (далее учреждение) является создание условий для формирования у Выпускников, проживающих в стационарном отделении «Социальная гостиница для проживания выпускников», ключевых компетентностей, необходимых для самостоятельного проживания, личностного и профессионального самоопределения, полноценного развития, жизнеустройства и адаптации в обществе посредством реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Образовательная программа ГБУ «Центр подготовки и постинтернатного сопровождения Выпускников «Расправь крылья» строится в соответствии с Федеральным законом № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», программой развития учреждения. Актуальность разработки и реализации Образовательной программы учреждения определена согласно Закону РФ «Об образовании в РФ» - содержание образования должно содействовать обеспечению развития способностей каждого человека, формированию и развитию его личности в соответствии с принятыми в обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Настоящая Образовательная программа является организационно-нормативным документом, характеризующим условия и специфику содержания дополнительного образования Выпускников и особенности образовательного процесса в учреждении с учётом требований российского и регионального законодательства и нормативно-правовых актов. Программа предусматривает развитие социальных компетентностей личности Выпускников. Она сфокусирована на обеспечении полноценной жизни Выпускников в обществе, формировании самостоятельной, зрелой личности, способной творчески реализовать свой жизненный потенциал. Содержание Программы способствует подготовке Выпускников к осознанному профессиональному самоопределению; развитию разносторонних качеств личности; воспитанию высоконравственного, компетентного гражданина России. Её реализация позволит свести к минимуму трудности, с которыми сталкиваются Выпускники в самостоятельной жизни. Программа является основным документом, определяющим педагогическую концепцию образовательной деятельности, формирующим цель и задачи образовательного процесса, излагающим содержание, формы и методы воспитания, обучения и развития Выпускников. Она направлена на удовлетворение потребностей:
Программа разработана с учетом типа и вида учреждения, социального заказа в сфере постинтернатного сопровождения, на основе общественной потребности в социализированной личности, способной к самообразованию и непрерывному росту и в соответствии со следующими нормативными документами: 1.Конституция Российской Федерации. 2.Конвенция ООН о правах ребёнка. 3.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017). 4.Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 5.Указ Президента РФ от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
2. Информационные сведения об учрежденииУчитывая актуальность проблемы постинтернатного сопровождения Выпускников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 19 ноября 2014 года, при поддержке благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!» и в исполнения Постановления Правительства Белгородской области от 25 февраля 2013 Северный»), в рамках проекта в 2015 году было открыто государственное бюджетное учреждение для детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Центр подготовки и постинтернатного сопровождения Выпускников «Расправь крылья.
На территории Учреждения, общей площадью свыше 1000 кв. м. расположено 3 здания (основное, спортивно-хозяйственные, теплица). В основном корпусе расположены кабинеты для работы специалистов, «Социальная гостиница», включающая в себя комнаты для проживания Выпускников, помещения для приготовления и приема пищи, компьютерный класс на 3 рабочих места, комнату отдыха и помещения для проведения индивидуальных и групповых занятий. В спортивно-хозяйственном корпусе находится актовый и тренажерный залы, хозяйственные помещения. Имеется библиотечный фонд художественной литературы, стадион, участок для выращивания сельско-хозяйственных культур. Деятельность Учреждения строится на основе принципа открытости окружающему социуму и предполагает тесное взаимодействие с социальными партнерами и потребителями образователями услуг. Процесс партнерства способствует росту профессионального мастерства педагогов, определяет роль учреждения в развитии личности Выпускника, улучшает качество дополнительного образования, позволяет соответствовать запросам общества и, в то же время, сохраняет индивидуальность учреждения.
Социальные партнёры
3. Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования у Выпускников ключевых компетентностей, необходимых для независимого проживания, личностного и профессионального самоопределения, полноценного развития, жизнеустройства и адаптации в обществе посредством реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Задачи:
4. Организация образовательной деятельности4.1 Общая характеристика образовательного процесса Образовательная программа является документом, определяющим основные направления, объём, содержание образовательной деятельности Учреждения и разрабатывается самостоятельно. Срок реализации образовательной Программы сентябрь 2019 года – август 2020 года. Организация образовательного процесса строится в соответствии с нормативно правовой базой и Уставом учреждения Центр организует работу с Выпускниками в течение всего календарного года. Учебный год начинается 9 сентября 2019 года, заканчивается 31 мая 2020 года и составляет 36 недель. С 1 июня по 31 августа учреждение переходит на летний режим работы (организация культурно-досуговой деятельности). Образовательная деятельность осуществляется на русском языке в разновозрастных группах. Возраст Выпускников обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам от 15 до 23 лет. Учебная нагрузка, наполняемость учебных групп, режим работы и расписание занятий определяется учебным планом. Порядок приема, перевода, отчисления обучающихся в учебные группы определяется соответствующим Положением. Образовательную деятельность в соответствии с должностными инструкциями осуществляют социальные педагоги отделения «Социальная гостиница для проживания Выпускников» по расписанию, утверждаемому приказом директора, ежемесячно в соответствии с графиком учета рабочего времени социальных педагогов по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, срок реализации которых 1год. Основной формой организации образовательного процесса являются групповые занятия (лекция, беседа, дискуссия, брифинг, обсуждение, презентация, экскурсия, семинар, деловая и ролевая игры, практикум, встреча с интересными людьми, анкетирование, тестирование, консультация, тренинг и другие). Каждый Выпускник имеет права заниматься в одном или нескольких объединениях по желанию. Занятия проводятся со всем составом группы. Основные принципы организации образовательной деятельности:
Основные методы, используемые в образовательной деятельности:
Используемые образовательные технологии:
Учреждение организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда и отдыха Выпускников.
4.2. Программно-методическое обеспечение
Программы социально – педагогической направленности: «Путь в профессию», «Мой дом и Я в нём», «Найди себя», «Найди себя» создают условия для формирования у обучающихся социальной компетентности – системы знаний о социальной действительности и себе, системы сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях.
Виды деятельности: обучение основам здорового образа жизни; профессиональное самоопределение и профессиональное развитие личности; обучение навыкам социальной деятельностью личности; обучение ведению домашнего хозяйства. К каждой дополнительной образовательной общеразвивающей программе разработан учебно-методический комплекс, представляющий собой совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса и обеспечивающих результативное освоение обучающими программ. Достижению качества организации образовательного процесса способствуют:
4.3. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса - особый вид помощи социальным педагогам и Выпускникам в решении сложных проблем, связанных со становлением личности Выпускника. Цели психолого-педагогического сопровождения:
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса направлено на решение следующих задач:
Для решения вышеуказанных задач используется система мониторинга в образовательном процессе, помогающая оценить достигнутые результаты, а также выявить существующие проблемы, внести коррективы на всех этапах образовательного процесса для устранения выявленных недостатков. Организация качественной работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса осуществляется через:
Психолого-педагогическое сопровождение предполагает проведение системы диагностических исследований, индивидуальных консультаций социальных педагогов и Выпускников, тренингов для социальных педагогов и Выпускников.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
5. Учебный план
Деятельность учреждения по обучению, воспитанию и развитию Выпускников строиться на основе учебного плана и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, которые являются структурными элементами образовательной программы. Учебный план регламентирует образовательную деятельность, отражает наименование программ, их направленность, срок реализации, возраст Выпускников, количество часов в неделю, необходимых для реализации программ. Учебный план разрабатывается ежегодно и утверждается приказом директора. В рамках учебного плана на 2019-2020 учебный год реализуется четыре дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы социально-педагогической направленности: «Найди себя», «Путь в профессию», «Мой дом и Я в нём», «Путь к здоровью». Объём учебно – тематических планов дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ – 36 часов. Корректировка учебного плана может производиться в связи с:
Выполнение учебного плана контролируется:
Выполнение учебного плана может быть обеспечено:
Специфика образовательного процесса отражена в годовом календарном учебном графике.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ реализуемых в учреждении направленно на социализацию Выпускников, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию их социальных и интеллектуальных интересов, развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Планируемые результаты освоения образовательной программы: - обеспечивают связь между социальным заказом, образовательным процессом и системой оценки качества дополнительного образования; - уточняют и конкретизируют требования, предъявляемые к системе дополнительного образования Федеральным законом «Об образовании в РФ», Концепцией развития дополнительного образования и иными нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровней; - являются содержательной и критериальной основой для разработки дополнительных образовательных общеразвивающих программ. Результаты освоения образовательной программы делятся на три группы: Личностные - сформированность мировоззрения, соответствующего уровню развития современного общества; - готовность и способность к самостоятельной и ответственной деятельности; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию; как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, умение оказывать первую помощь; - осознанный выбор будущей профессии на основе понимания еѐ ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; - отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; Метапредметные - умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей; - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. Предметные Предметные результаты определяются типом направленности, в рамках которой реализуется дополнительная образовательная общеразвивающая программа.
В области здорового образа жизни Выпускники должны знать: правила ведения здорового образа жизни; правилах безопасности и правилах поведения в экстремальных ситуациях; правила личной гигиены; правила правильного питания; иметь общие представления о физическом и психологическом здоровье ,опасности влияния на организм алкоголя, никотина, наркотиков. Уметь: соблюдать нормы личной гигиены; заботиться о своем здоровье; правильно вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях; обрабатывать и хранить пищевые продукты; уметь самостоятельно вести здоровый образ жизни;
В области профессионального самоопределения и профессионального развития личности Выпускники должны знать: значение психофизиологических и психологических ресурсов личности в связи с выбором профессии; правовые аспекты, связанные с получением образования и трудоустройством; методы поиска вакансий; основные правила подготовки и оформления резюме; требования к внешнему виду соискателя вакансии, манере поведения и речи; основные правила подготовки и оформления резюме. Уметь определять профессиональную направленность собственной личности; находить источники информации о вакансиях; вести телефонные переговоры с потенциальным работодателем; заполнять анкеты и опросники; составлять резюме; преподнести себя знающим и уверенным специалистом; выстраивать бесконфликтное общение; анализировать свою профессиональную пригодность; ориентироваться на рынке труда
В области обучение навыкам социальной деятельности личности Выпускники должны знать: основные документы, регулирующие права и обязанности граждан; общие представление о гражданской и юридической ответственности за совершение преступлений; органы государственной власти в РФ, их назначение; понятие определения «потребитель», права и интересы потребителя; учреждения, оказывающие социальную помощь населению и спектр их услуг; общепринятые нормы поведения в общественных местах; правила поведения в коллективе, взаимоотношение со сверстниками и взрослыми. Уметь вести себя в обществе и быть законопослушным гражданином; эффективно применять полученные правовые знания; пользоваться действующим законодательством, применять на практике законы РФ; оформлять необходимые документы; пользоваться правами потребителя; соблюдать правила поведения в общественных местах; осознавать нравственные ценности в жизни: ответственность, честность, долг, справедливость; пользоваться различными инфраструктурами; владеть навыками саморегулирования своих эмоциональных состояний; устанавливать конструктивные межличностные отношения
В области обучение ведению домашнего хозяйства должны знать: основные правила этикета; технологию ведения домашнего хозяйства; распределение обязанностей в семье; планирование семейного бюджета; технологию ремонта и ухода за одеждой, технологию приготовления продуктов; виды оформления интерьеров квартиры и благоустройство территории. Уметь пользоваться инструментами и материалами, необходимыми для ремонта и уборки квартиры; работать с электроприборами соблюдая технику безопасности; самостоятельно готовить пищу и делать заготовки на зиму; пользоваться приборами и бытовой техникой на кухне; самостоятельно содержать и ухаживать за приусадебным участком; распределять денежные средства в соответствии с доходами и расходами; самостоятельно осуществлять мелкий ремонт одежды.
Учитывая специфику деятельности Учреждения, мы выделили следующие предпочтительные компетентности, которые должны быть сформированы в результате освоения дополнительных общеразвивающих программ, и которыми должны обладать выпускники: -социальная компетентность связана с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, мобильность в разных социальных условиях); -коммуникативная компетентность (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); -информационная компетентность (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); - нравственная компетентность (готовность, способность жить по традиционным нравственным законам); - гражданско-патриотическая компетентность (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); - компетентное отношение к собственному здоровью (умение самостоятельно вести здоровый образ жизни).
7. Контроль за освоением образовательной программы и эффективностью её реализации
В ходе реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с целью выявления соответствия уровня полученных Выпускниками знаний, умений и навыков прогнозируемым результатам образовательной программы проводится аттестация Выпускников. Формы и порядок проведения процедуры аттестации обучающихся регламентируется Положением о проведении аттестации. Формы проведения контроля результатов освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы должны соответствовать требованиям образовательной программы, возрастным особенностям Выпускников. Примерными формами контроля могут быть: открытое занятие, тестирование, викторина, зачет, конференция, презентация, реферат и др. Сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации ежегодно утверждаются приказом директора. Результаты промежуточной аттестации являются основанием для перевода на следующий год если программа рассчитана на несколько лет. Содержание, методы и формы контроля, аттестации регламентируются дополнительной общеобразовательной программой, конкретизируются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся конкретного учебного года. Каждый педагог самостоятельно выбирает формы аттестации и разрабатывает инструментарий аттестации обучающихся. В течение учебного года педагоги осуществляют оперативный текущий контроль ( в течении занятий, по итогам изучения отдельных тем), который необходим для определения скорости усвоения предлагаемого материала и выполнения соответствующей корректировки, промежуточную (по полугодиям) и итоговую аттестацию(по окончанию всего образовательного курса программы осуществляется оценка уровня достижений Выпускников, заявленных в дополнительных общеобразовательных программах). Все виды контроля направлены на выявление знаний, умений и навыков по освоению общеобразовательной общеразвивающей программы. В целях контроля за уровнем усвоения и качеством реализации образовательных программ в учреждении проводится мониторинговая деятельность. на основании соответствующего Положения. Оценка эффективности реализации образовательной программы проводится в течение всего периода её реализации состоит из нескольких этапов:
Система диагностики ЗУН использует уровневый подход и носит комплексный характер, так как позволяет произвести мониторинг сразу по нескольким аспектам – образовательному, воспитательному и развивающему. Каждый аспект, в свою очередь, дифференцирован на три уровня – репродуктивный, конструктивный и творческий.
Оценка результативности позволяет отследить динамику социальной адаптации Выпускников, усвоение ими знаний, умений и навыков, выявить общие тенденции и проблемы, своевременно скорректировать образовательную деятельность и оценить его эффективность. Основными функциями системы диагностики результатов образовательной деятельности являются: ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. В учреждении также действует система административного контроля учебно-воспитательной работы направленная на обеспечение условий осуществления образовательной деятельности, которая включает количественные и качественные показатели: - посещаемость; - сохранность контингента; - выполнение календарно-тематических планов учебных программ (объем, качество обученности); - личностные достижения обучающихся; - профессиональное мастерство педагога (квалификационная категория, результаты представления опыта, участие в профессиональных конкурсах); - учебно-методический комплекс, материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Примерные формы контроля: анализ документации; сверка списочного состава обучающихся с присутствием их на занятии; посещение учебных занятий, воспитательных мероприятий, промежуточной и итоговой аттестации и др.
8. Управление образовательной программой
Управление реализацией Образовательной программы осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Главными задачами управления являются:
Непосредственное управление образовательным процессом осуществляют заместитель директора. Управление Образовательной программой осуществляется через контрольно- аналитическую деятельность, которая направлена на повышение качества образовательных услуг. В результате контроля поступает оперативная информация о состоянии образовательного процесса, его результатах, существующих условиях его реализации. На основе данной информации принимаются управленческие решения, позволяющие своевременно корректировать, регулировать образовательную деятельность. Эффективность и качество образовательной деятельности отслеживается посредством мониторинга, который позволяет собрать информацию, систематизировать её и вовремя скорректировать образовательную деятельность. Следовательно, мониторинг можно рассматривать как средство повышения качества образовательной деятельности учреждения. Таким образом, сегодня в учреждении созданы условия для того, чтобы организация образовательного процесса в нем осуществлялись на плановой основе, в соответствии с актуальными принципами образования, принципами и требованиями дополнительного образования.
|
Разработка сайта |
ГБУ Центр подготовки и постинтернатного сопровождения выпускников «Расправь крылья» 308519, Белгородская обл., Белгородский р-он, п. Северный, ул. Школьная, 37 Телефон/факс: 23-10-36, 39-99-47 | Электронная почта: centr_rk@mst.belregion.ru |
Сайт использует «cookies» через интернет-сервис для сбора технических данных посетителей с целью получения статистической информации.