СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.………………………………………………………..стр. 3
2. Сведения об учреждении…………………………………...стр. 5
3. Цель и задачи Программы…….…………………………....стр. 8
4. Организация образовательной деятельности.……..….стр. 8
4.1. Общие положения..………………………………......стр. 8
4.2. Учебный план....…………………………………......стр. 11
4.3. Программно – методическое обеспечение.......стр. 12
4.4. Психолого-педагогическое сопровождение......стр. 12
4.5. Оценка эффективности реализации программы.стр.13
5. Управление Программой.……………………….………….стр. 15
6. Литература.………………………..……………….……..….стр. 16
1. ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в ряде субьектов Российской Федерации активно развивается и внедряется в социально – педагогическую практику система сопровождения детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа после прекращения в отношении их всех форм попечения (далее - Выпускники). Это обусловлено тем, что в новых социальных условиях у значительной части Выпускников адаптационный период не всегда проходит успешно. Находясь в государственных учреждениях или под опекой, рядом всегда находятся взрослые, которые помогают в любой ситуации. В результате в условиях жёсткой регламентации и пошагового контроля у Выпускников нет возможности, а потом и зачастую пропадает интерес принимать решения и нести ответственность за происходящее в его жизни.
Часто выпускники оказываются в малознакомых жизненных ситуациях. Их социальные связи рвутся, значимые для них люди остаются в прошлом, ориентиры на будущее размыты или отсутствуют вовсе. Должного опыта социальной адаптации и общения с новыми людьми нет.
В этот период очень важно иметь рядом взрослого человека, к которому можно обратиться в трудный момент за помощью и поддержкой. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, сложнее начать самостоятельную жизнь, чем детям, которые воспитывались в семьях. Их жизненный опыт очень мал. В результате Выпускники не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми. Сталкиваются с множеством бытовых проблем.
На разрешение всех этих вопросов и направлена основная образовательная программа (далее Программа) «Вместее к успеху».
Программа предусматривает развитие социальных компетентностей личности Выпускников. Она сфокусирована на обеспечении полноценной жизни Выпускников в обществе, формировании самостоятельной, зрелой личности, способной творчески реализовать свой жизненный потенциал. Содержание Программы способствует подготовке Выпускников к осознанному профессиональному самоопределению; развитию разносторонних качеств личности; воспитанию высоконравственного, компетентного гражданина России. Её реализация позволит свести к минимуму трудности, с которыми сталкиваются Выпускники в самостоятельной жизни.
Основная образовательная программа - это организационно-нормативный документ, предусмотренный Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствует требованиям современной педагогической науки, разработан с учетом социального заказа
Участниками данной Программы являются Выпускники. Программа является основным документом, определяющим педагогическую концепцию образовательной деятельности, формирующим цель и задачи образовательного процесса, излагающим содержание, формы и методы воспитания, обучения и развития Выпускников.
При разработке Программы, использовались следующие нормативные документы:
- Конституция Российской Федерации.
- Конвенция ООН о правах ребёнка.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
- Указ Президента РФ от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.03.2003 г. № 28-51-391/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.03.2007 г. № 06-636 «Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242.
- Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы.
- Постановление главы администрации Белгородской области от 20 февраля 2002 года № 103 «Об улучшении условий для социальной адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа»,
- Постановлением Правительства Белгородской области от 22 декабря 2014 года № 468-пп «Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Белгородской области»
- Устав государственного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Центр подготовки и постинтернатного сопровождения Выпускников «Расправь крылья».
- Локальные акты учреждения.
Программа разработана с учётом социального заказа в сфере постинтернатного сопровождения, на основе общественной потребности в социализированной личности, способной к самообразованию и непрерывному росту.
Она направлена на удовлетворение потребностей:
- Выпускников – в дополнительных общеобразовательных программах, способствующих в определении жизненных планов на этапе выхода в самостоятельную жизнь и первичной адаптации к новым условиям;
- Педагогических работников – в возможности свободы выбора форм и методов работы, а также в качестве ориентира в практической деятельности;
- Администрации – в координации деятельности коллектива по выполнению требований к основным реализуемым в учреждении дополнительным общеобразовательным программам и регулировании взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса;
- Общества и государства – в готовности Выпускников к социальной роли гражданина.
2. СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
Учитывая актуальность проблемы постинтернатного сопровождения Выпускников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 19 ноября 2014 года, при поддержке благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!» и во исполнения Постановления Правительства Белгородской области от 25 февраля 2013 года №69 пп, был разработан и реализуется проект «Создание системы постинтернатного сопровождения Выпускников «Вместе к успеху».
В соответствии с распоряжением Правительства Белгородской области от 01 августа 2014 года №337 – рп «О перепрофилировании государственного бюджетного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Белгородский детский дом «Северный») и в рамках проекта в 2015 году было открыто государственное бюджетное учреждение для дитей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Центр подготовки и постинтернатного сопровождения Выпускников «Расправь крылья»( далее Учреждение).
Полное наименование учреждения в соответствии с Уставом
|
Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Центр подготовки и постинтернатного сопровождения Выпускников «Расправь крылья»
|
Сокращенное наименование
|
ГБУ «Центр подготовки и постинтернатного сопровождения Выпускников «Расправь крылья»
|
Организационно-правовая форма учреждения
|
Государственное учреждение, тип – бюджетное.
|
Юридический и почтовый адрес учреждения
|
308519, Белгородская область, Белгородский район, поселок Северный, улица Школьная, дом № 37
|
Адрес места осуществления образовательной деятельности
|
Белгородская область, Белгородский район, поселок Северный, улица Школьная, дом № 37
|
Учредитель
|
Белгородская область. Функции и полномочия Учредителя осуществляет управление социальной защиты населения Белгородской области
|
Реквизиты регистрации Устава
|
Утверждён приказом управления социальной защиты населения Белгородской области от 9 декабря 2014года № 321
|
Лицензия на осуществление образовательной деятельности
|
№ 8404 от 19.12.16.
|
На территории Учреждения, общей площадью свыше 1000 кв.м. расположено 3 здания (основное, спортивно-хозяйственные, теплица). В основном корпусе расположены кабинеты для работы специалистов, «Социальная гостиница», включающая в себя комнаты для проживания Выпускников, помещения для приготовления и приема пищи, компьютерный класс на 3 рабочих места, комнату отдыха и помещения для проведения индивидуальных и групповых занятий. В спортивно-хозяйственном корпусе находится актовый и тренажерный залы, хозяйственные помещения. Имеется библиотечный фонд художественной литературы, стадион, участок для выращивания сельско-хозяйственных культур.
Деятельность Учреждения строится на основе принципа открытости окружающему социуму и предполагает тесное взаимодействие с социальными партнерами и потребителями образователями услуг. Процесс партнерсва способствует росту профессионального мастерства педагогов, определяет роль учреждения в развитии личности Выпускника, улучшает качество дополнительного образования, позволяет соответствовать запросам общества и; в то же время, сохраняет индивидуальность учреждения.
Социальные партнёры
Категории партнеров
|
Наименование
|
Образовательные учреждения
|
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Белгородской области; образовательные учреждения среднего профессионального образования Белгородской области; Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, Белгородский правоохранительный колледж им. героя России В.В. Бурцева, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».
|
Государственные органы и учреждения
|
Уполномоченный по правам ребёнка в Белгородской области; Департамент образования Белгородской области; УМВД России по Белгородской области, ОКУ «Белгородский центр занятости населения», районные комплексные центры социального обслуживания населения Белгородской области, муниципальные службы сопровождения Белгородской области, Белгородская государственная детская библиотека А.А. Лиханова.
|
Средства массовой информации
|
ОАУ ТРК «Мир Белогорья», ФГУП ВГТРК ГТРК «Белгород», информационные агентства: «Бел.Ру», «Медиатрон»; редакции газет: «Смена», «Белгородские известия», «Белгородская правда», Белгородская районная газета «Знамя».
|
Предприятия, общественные организации
|
Благотворительный Фонд «Расправь крылья», Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Белгородская государственная детская библиотека А.А. Лиханова, ОАО «Белгородский абразивный завод», ООО «Пища орлов», ООО «Интернет-Маркет»
|
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание условий для формирования у Выпускников ключевых компетентностей, необходимых для независимого проживания, личностного и профессионального самоопределения, полноценного развития, жизнеустройства и адаптации в обществе посредством реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ.
Задачи:
- удовлетворение потребностей Выпускников в дополнительных образовательных услугах в интересах личности, общества, государства;
- совершенствование содержания организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;
- повышение качества образовательных услуг за счет совершенствования ресурсного обеспечения образовательного процесса (повышение профессиональной компетентности работников Центра, укрепление межведомственных связей учреждения, совершенствование материально-технической базы и предметно-развивающей среды, модернизации нормативно-правовой базы организации образовательной деятельности в режиме развития).
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Общие положения
Образовательная программа является документом, определяющим основные направления, объём и содержание образовательной деятельности Учреждения и разрабатывается самостоятельно..
Срок реализации образовательной Программы «Вместе – к успеху»: сентябрь 2016 года – май 2019 года. Организация образовательного процесса строится в соответствии с нормативно правовой базой и Уставом Учреждения
Центр организует работу с Выпускниками в течение всего календарного года. Учебный год начинается 1 сентября, заканчивается 31 мая и составляет 36 недель. С 1 июня по 31 августа учреждение переходит на летний режим работы (организация культурно-досуговой деятельности). Образовательная деятельность осуществляется на русском языке в разновозрастных группах. Возраст Выпускников обучающихся по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам от15 до 23 лет.
Учебная нагрузка, наполняемость учебных групп, режим работы и раписание занятий определяется учебным планом.
Порядок приема, перевода, отчисления обучающихся в учебные группы определяется соответствующим Положением.
Образовательную деятельность в соответствии с должностными инструкциями осуществляют социальные педагоги отделения «Социальная гостиница для проживания Выпускников» по расписанию, утверждаемому приказом директора, ежемесячно в соответствии с графиком учета рабочего времени социальных педагогов по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам, срок реализации которых может быть от 1 года до 3 лет.
Основной формой организации образовательного процесса являются групповые занятия (лекция, беседа, дискуссия, брифинг, обсуждение, презентация, экскурсия, семинар, деловая и ролевая игры, практикум, встреча с интересными людьми, анкетирование, тестирование, консультация, тренинг и другие). Каждый Выпускник имеет права заниматься в одном или нескольких объединениях по желанию. Занятия проводятся со всем составом группы.
Основные принципы организации образовательной деятельности:
- принцип доступности всех видов образовательных услуг;
- принцип вариативности направлений образовательных программ, педагогических технологий;
- принцип достигнутого результата;
- принцип личностно-деятельного подхода в образовании;
- принцип культурологического развития Выпускников.
Основные методы, используемые в образовательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративные (Выпускники воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивные (Выпускники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
- частично-поисковые (Выпускники совместно с педагогами участвуют в коллективном поиске, решении поставленных задач);
- исследовательские (Выпускники овладевают элементарными формами научного познания, умениями выполнять самостоятельную творческую работу).
Используемые образовательные технологии:
- технологии на основе актуализации и интенсификации деятельности обучающихся(технология проблемного обучения, технология игрового обучения, технология интенсификации обучения, технология проведения учебных дискуссий);
- технологии дифференцированного обучения (технология внутригрупповой дифференциации, технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов);
- технологии игрового моделирования(технология деловой игры, ориентированная на социализацию личности; тренинговые технологии: тренинги сплочения группы, тренинги лидерства, тренинги делового общения);
Учреждение организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда и отдыха Выпускников.
Учитывая специфику деятельности Учреждения, мы выделили следующие предпочтительные компетенции, которые должны быть сформированы в результате освоения дополнительных общеразвивающих программ, и которыми должны обладать выпускники:
- социальная компетентность (формирование готовности Выпускников к самостоятельной жизни);
- ценностно-смысловая компетентность (совокупность качеств, которыми должен обладать Выпускник, обуславливающих его способность уверенно действовать в различных жизненных ситуациях, обеспечивающих успешную и безопасную жизнедеятельность в социуме);
- коммуникативная компетентность (формирует ряд социальных установок и коммуникативных умений: умение свободно, доступно, логично, доказательно излагать свои мысли, уважительно и терпимо относиться к чужой точке зрения, уметь слушать и слышать);
- информационной компетентности (включает готовность к самообразованию и готовность к использованию информационных ресурсов);
- компетентности решения проблем (включает готовность к разрешению проблем);
- гражданско-патриотическая компетентность (знание основных положений Конституции РФ, символов государства, субъекта РФ, основных прав и обязанностей граждан России, ценностное отношение Выпускников к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, народным традициям, старшему поколению, понимание необходимости защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина);
- культурно-эстетическая компетентность (способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни, эстетическое отношение к окружающему миру и самому себе).
Модель Выпускника
4.2. Учебный план, регламентирующий образовательную деятельность
Деятельность Учреждения по обучению, воспитанию и развитию Выпускников строиться на основе учебного плана и дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, которые являются структурными элементами образовательной программы. Учебный план регламентирует образовательную деятельность, отражает наименование программ, их направленность, срок реализации, возраст Выпускников, количество часов в неделю, необходимых для реализации программ. Учебный план разрабатывается ежегодно и утверждается приказом директора.
В рамках учебного плана реализуется четыре дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы социально-педагогической направленности: «Личность и общество», «Я и профессия», «Семья и дом», «Здоровый образ жизни и основы безопасности жизнедеятельности». Объём учебно – тематических планов дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ – 36 часов .
Выполнение учебного плана контролируется журналами учета работы объединения, расписанием занятий и календарно-тематическим планом рабочей программы.
4.3. Программно-методическое обеспечение
Название программы
|
Тип программы
|
Возраст
обучающихся
|
Срок
реализации
|
«Личность и общество»
|
Модифицированная
|
15-23
|
3года
|
«Я и профессия»
|
Модифицированная
|
15-23
|
3года
|
«Семья и дом»
|
Модифицированная
|
15-23
|
3года
|
«Здоровый образ жизни и основы безопасности жизнедеятельности»
|
Модифицированная
|
15-23
|
3года
|
4.4. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса - особый вид помощи социальным педагогам и Выпускникам в решении сложных проблем, связанных со становлением личности Выпускника.
Цели психолого-педагогического сопровождения:
- содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса;
- содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
- оказание комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса направлено на решение следующих задач:
- повышение психологической культуры Выпускников,
- психолого-педагогической компетентности педагогов;
- помощь (содействие) Выпускнику в решении актуальных задач обучения и социализации;
- выявление динамики развития Выпускников.
Для решения вышеуказанных задач используется система мониторинга в образовательном процессе, помогающая оценить достигнутые результаты, а также выявить существующие проблемы, внести коррективы на всех этапах образовательного процесса для устранения выявленных недостатков.
Организация качественной работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса осуществляется через:
- профилактику;
- диагностику (индивидуальную и групповую);
- консультирование (индивидуальное и групповое);
- коррекционно-развивающую работу (индивидуальную и групповую);
- коррекционную работу (индивидуальную и групповую).
Психолого-педагогическое сопровождение предполагает проведение системы диагностических исследований, индивидуальных консультаций социальных-педагогов и Выпускников, тренингов для социальных педагогов и Выпускников.
4.5. Оценка эффективности реализации программы
Для оценки эффективности реализации Программы используется система мониторинга, помогающая оценить достигнутые результаты, а также выявить существующие проблемы, внести коррективы на всех этапах образовательного процесса.
Оценка проводится в течение всего периода реализации Программы и состоит из нескольких этапов:
- вводная диагностика проводится с целью выявления начального уровня адаптации Выпускников социуме, осуществляется в момент включения Выпускников в образовательную Программу и проводится путём анкетирования, тестирования и опроса;
- промежуточная диагностика выявляет уровень усвоенных Выпускниками знаний, полученной информации за определённый период; промежуточная диагностика проводится методами педагогического наблюдения, анализа и мониторинга;
- итоговая диагностика проводится в конце курса обучения методами контрольных заданий, тестирования, анкетирования и т.д.
Система диагностики использует уровневый подход и носит комплексный характер, так как позволяет произвести мониторинг сразу по нескольким аспектам – образовательному, воспитательному и развивающему. Каждый аспект, в свою очередь, дифференцирован на три уровня – репродуктивный, конструктивный и творческий.
Уровни
|
Шкала оценок
|
Критерии
|
Образовательный спект
|
Воспитательный аспект
|
Развивающий аспект
|
Показатели
|
Творческий
|
5-6
|
Полностью владеет программным материалом, самостоятельно применяет полученные знания в практической деятельности
|
Творческая познавательная активность, высокий мотивационный уровень к результатам своей деятельности, устойчивые морально-этические ориентиры. Высокая социальная активность.
|
Стремление к творческой самореализации через самопознание и самооценку. Сформированы умения анализировать, систематизировать, обобщать и делать выводы.
|
Конструктив-ный
|
3-4
|
Владеет программным материалом, но недостаточно отработаны основные умения и навыки самостоятельной работы
|
Достаточно полное понимание социальной значимости полученных знаний. Интерпретирующая познавательная активность (нуждается в истолковании, разъяснении смысла, значения). Сформирована культура здорового образа жизни, основы гражданской идентичности
|
При осуществлении мыслительных действий нуждается в некоторой помощи педагога (наводящие вопросы, подсказки), Мотивация на самообразовательную деятельность развита недостаточно.
|
Репродуктив-ный
|
1-2
|
Программный материал усвоен частично. Умения и навыки выполнения задания по образцу и/или алгоритму усвоены.
|
Социальная значимость полученных знаний и умений чаще всего не осознается, отношение к учению исполнительское. Познавательная активность не развита. Морально-этические ориентиры не сформированы.
|
Репродуктивное мышление, преобладает механическая память, свойства внимания проявляются в малой степени. Стремление развивать свой кругозор недостаточно.
|
Оценка результативности позволяет отследить динамику социальной адаптации Выпускников, усвоение ими знаний, умений и навыков, выявить общие тенденции и проблемы, своевременно скорректировать образовательную деятельность и оценить его эффективность.
Основными функциями системы диагностики результатов образовательной деятельности являются: ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
5. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ
ЛИТЕРАТУРА
- Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – М.: Маркетинг, 2015.
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ;
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223 – ФЗ;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197 – ФЗ;
- Федеральный закон от 21.12.1996 №159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч.1. 22-23 июня, г. Смоленск /Под ред. И. А. Бобылевой – М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья», 2010 – 272 с.;
- Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч.2. 22-23 июня, г. Смоленск /Под ред. И.А. Бобылевой – М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья», 2010 – 216 с.;
- Сопровождение сирот: современные вызовы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. (5-6 декабря 2013 г., г. Калуга) / Сост. И.А. Бобылева. – М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья», 2014. – 312 с.;
- Постинтернат: конструктор системы сопровождения Выпускников / И.А. Бобылева, И.Е. Доненко, О.В. Заводилкина и др.; под ред. И.А. Бобылевой. – М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2013. – 40 с.;
- Социальная квартира интернатного учреждения: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни: Методическое пособие. — М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2011. — 120 с.