Разделы сайта
|
Методические рекомендации по выявлению личной заинтересованности в закупках
Главная / Антикоррупционная деятельность / Методические материалы / Методические рекомендации по выявлению личной заинтересованности в закупках
Методические рекомендации по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов
1.Введение
1.1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены во исполнение подпункта "а" пункта 16 Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378, и направлены на оказание консультативной и методической помощи федеральным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и иным категориям организаций (далее – органы, организации соответственно) в проведении работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников указанных организаций (далее – служащие, работники соответственно), которая приводит или может привести к конфликту интересов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – закупки, Федеральный закон № 44-ФЗ и Федеральный закон № 223-ФЗ соответственно). Предметом настоящих Методических рекомендаций является определение в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) порядка осуществления работы, направленной на выявление личной заинтересованности служащих (работников), которая приводит или может привести к конфликту интересов при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ и Федеральным законом № 223-ФЗ. Настоящие Методические рекомендации не направлены на оказание консультативной помощи комиссии по осуществлению закупок при осуществлении полномочий, предусмотренных частью 8 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Предлагаемый алгоритм работы направлен, в первую очередь, для оказания методической помощи в выявлении личной заинтересованности служащих (работников) при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) (далее – подразделение по профилактике коррупционных правонарушений).[1] При этом, исходя из специфики деятельности органа (организации), данная работа может проводиться и иными уполномоченными на ее проведение структурными подразделениями органов (организаций), как самостоятельно, то есть без привлечения подразделений по профилактике коррупционных правонарушений, так и во взаимодействии с ними. 1.2. В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (далее – должностное лицо), и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. 1.3. Одновременно в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). 1.4. В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального 1) на государственных и муниципальных служащих; 2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации,
[1] В числе мер по предупреждению коррупции для отдельных категорий организаций могут быть меры, направленные на определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений (пункт 1 части 2 статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ). [1] В числе мер по предупреждению коррупции для отдельных категорий организаций могут быть меры, направленные на определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений (пункт 1 части 2 статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ).
Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного; 3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; 4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. 1.5. Вместе с тем Федеральным законом № 223-ФЗ установлены общие принципы осуществления закупки и основные требования к закупке, которые распространяются на широкий перечень организаций. При этом в число служащих (работников), в отношении которых проводится названная работа, включаются как категории лиц, для которых нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях противодействия коррупции установлены запреты, ограничения, требования и обязанности, так и иные категории лиц, на которых антикоррупционные стандарты возлагаются локальными нормативными актами организации. В соответствии с частью 1 статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, в числе таких мер могут быть меры, направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов (пункт 5 части 2 статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ). Особенности построения работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников таких организаций (далее также – отдельные категории организаций) при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, изложены в разделе 5 настоящих Методических рекомендаций. 1.6. При организации работы, направленной на выявление личной заинтересованности служащих (работников) при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, необходимо реализовать ряд правовых, организационных, профилактических и иных мероприятий. При осуществлении соответствующих мероприятий органу (организации) необходимо исходить не только из принципа законности, но и из принципа результативности проводимых мероприятий (принцип ориентации на результат) и принципа учета имеющихся в распоряжении органа (организации) ресурсов (человеческих, финансовых и иных). Таким образом, реализация в органе (организации) мероприятий, предусмотренных в настоящих Методических рекомендациях, должна осуществляться исходя из фактических возможностей органа (организации). Работа, направленная на выявление личной заинтересованности служащих (работников) при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, является одним из элементов комплекса мероприятий, осуществляемых в органе (организации) для целей профилактики коррупции. 1.7. Для определения наличия (отсутствия) личной заинтересованности целесообразно руководствоваться соответствующими положениями Методических рекомендаций по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.[2]
[2] Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов размещены и доступны для скачивания на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/15.
2.Организация работы по выявлению личной заинтересованности служащих (работников) при осуществлении закупок
2.1. В осуществлении закупки принимает участие широкий круг лиц, начиная от исполнителя предусмотренных законодательством Российской Федерации о закупочной деятельности документов (план-график, техническое задание и пр.), заканчивая руководителем органа (организации) и (или) уполномоченным им лицом. Для организации качественной работы, направленной на выявление личной заинтересованности служащих (работников) при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, требуется участие в пределах компетенции лиц различных структурных подразделений органа (организации). 2.2. Деятельность подразделений по профилактике коррупционных правонарушений в зависимости от условий осуществления возложенных на них функций может быть разделена на общие профилактические мероприятия и аналитические мероприятия. 2.3. В целях осуществления качественной работы, направленной на выявление личной заинтересованности служащих (работников) при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, по возможности, из числа служащих (работников) подразделения по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется посредством локальной специализации определить ответственного служащего (работника) (ответственных служащих (работников)), на которого возложить преимущественно функции, связанные с предупреждением коррупции при осуществлении закупок, в частности, в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями. В этой связи руководителю органа (организации) целесообразно организовать повышение квалификации такого сотрудника (таких сотрудников) по дополнительной профессиональной программе по вопросам, связанным с осуществлением закупок. 2.4. Для обеспечения возможности выявления личной заинтересованности служащих (работников) при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подразделение по профилактике коррупционных правонарушений необходимо обеспечить информацией, которая может содержать признаки наличия у служащего (работника) личной заинтересованности при осуществлении закупок. В этой связи в органе (организации) необходимо установить такой порядок предоставления и обмена информацией между подразделением по профилактике коррупционных правонарушений и иными структурными подразделениями органа (организации), который будет способствовать, с одной стороны, цели предупреждения коррупции в закупках, а с другой, не будет препятствовать иной профильной деятельности, в частности, закупочной деятельности органа (организации). Таким образом, подобное взаимодействие, исходя из фактических обстоятельств, может быть организовано следующими способами: - в рабочем порядке (посредством телефонной связи, переписки посредством электронной почты и т.д.); - в официальном порядке (например, служебная переписка); - участие в открытых (публичных) мероприятиях, предусмотренных закупочными процедурами (вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе предложений и т.д.); - иные способы.
3.Профилактические мероприятия
3.1. Подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется, в первую очередь, определить перечень служащих (работников), участвующих в осуществлении закупки. К таким служащим (работникам) относятся следующие (если применимо): 1) руководитель заказчика; 2) члены коллегиального органа по осуществлению закупок (например, члены приемочной комиссии, члены комиссии по осуществлению закупок (далее также – комиссия)); 3) должностные лица контрактной службы или контрактный управляющий; 4) служащие (работники), заинтересованные в осуществлении закупки (например, служащие (работники), участвующие описании объекта закупки); 5) иные лица, участвующие в осуществлении закупок. 3.2. Таким образом, должности, замещаемые указанными категориями лиц, рекомендуется включить в перечень должностей, при замещении которых служащие (работники) обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (если применимо). 3.3. Одновременно подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется не реже одного раза в год проводить консультативно-методические совещания, направленные на информирование служащих (работников), участвующих в осуществлении закупок, о следующем: 1) понятия "конфликт интересов" и "личная заинтересованность"; 2) обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; 3) положения Методических рекомендаций по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, особое внимание при этом уделив обстоятельствам, характеризующим ситуации в качестве конфликта интересов; 4) порядок уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; 5) ответственность за неисполнение указанной обязанности; 6) иная признанная целесообразной к сообщению информация. Также такую работу рекомендуется проводить с лицами, которым впервые поручено осуществлять деятельность, связанную с закупками. 3.4. Подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется составить базу типовых ситуаций, содержащих факты наличия личной заинтересованности (возможного наличия личной заинтересованности). 3.5. Типовые ситуации содержатся в Обзорах практики правоприменения в сфере конфликта интересов, размещаемых на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/13, а также могут быть подготовлены самостоятельно посредством анализа, например, судебных решений. К типовым ситуациям, применимым непосредственно для целей закупок, могут относиться следующие: 1) в конкурентных процедурах по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) участвует организация, в которой работает близкий родственник члена комиссии либо иного служащего (работника), заинтересованного в осуществлении закупки; 2) в конкурентных процедурах участвует организация, в которой у члена комиссии либо у иного служащего (работника), заинтересованного в осуществлении закупки, имеется доля участия в уставном капитале (такие лица являются учредителями (соучредителями)); 3) в конкурентных процедурах участвует организация, в которой ранее работал член комиссии либо иной служащий (работник), заинтересованный в осуществлении закупки; 4) в закупке товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, участвуют служащие (работники), чьи родственники или иные лица, с которыми у него имеются корпоративные, имущественные или иные близкие отношения, владеют исключительными правами; 5) в конкурентных процедурах участвует организация, ценные бумаги которой имеются в собственности у члена комиссии либо у иного служащего (работника), заинтересованного в осуществлении закупки, в том числе иных лиц, с которыми у него имеются корпоративные, имущественные или иные близкие отношения. 3.6. Кроме того, целесообразно организовать ежегодную добровольную оценку знаний служащих (работников) по вопросам, связанным с соблюдением служащими (работниками) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, особое внимание при этом уделив вопросам, связанным с личной заинтересованностью, которая влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление закупок. Указанная оценка знаний может проводиться в форме тестирования с перечнем открытых и закрытых вопросов. Подразделению по профилактике коррупционных правонарушений целесообразно в рамках оценки знаний также организовать рассмотрение типовых ситуаций, содержащих факты наличия личной заинтересованности (возможного наличия личной заинтересованности). В указанных типовых ситуациях рекомендуется проверить, во-первых, насколько служащий (работник) знает порядок осуществления действий, направленных на соблюдение положений Федерального закона № 273-ФЗ и других нормативных правовых актов Российской Федерации о противодействии коррупции, во-вторых, насколько он готов воспроизвести такой порядок в действительности. 3.7. В случае привлечения служащего (работника) к ответственности за коррупционное правонарушение, допущенное при осуществлении закупки, подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется обеспечить с соблюдением законодательства Российской Федерации ознакомление иных служащих (работников) с последствиями незаконных действий (бездействия).
4.Аналитические мероприятия
4.1. Аналитическую работу целесообразно выстраивать исходя из фактических обстоятельств деятельности органа (организации), а именно количества служащих (работников) подразделения по профилактике коррупционных правонарушений, количества проводимых органом (организацией) закупок и иных обстоятельств. В этой связи для целей организации аналитической работы необходимо определить критерии выбора закупок, в отношении которых подразделение по профилактике коррупционных правонарушений уделяет повышенное внимание. Указанные критерии могут основываться на следующих аспектах: - размер начальной (максимальной) цены договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (далее – контракт), цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги; - коррупционная емкость предмета (сферы) закупки (строительство (в том числе жилищное), здравоохранение и т.д.); - частота заключаемых контрактов с одним и тем же поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в части возможного установления неформальных связей между конечным выгодоприобретателем-служащим (работником) и представителем поставщика (подрядчика, исполнителя); - иные применимые аспекты. 4.2. Анализ соблюдения положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, может основываться на следующем: - абсолютный анализ всех служащих (работников), участвующих в закупочной деятельности, а также всех участников закупки; - абсолютный анализ всех служащих (работников), участвующих в закупочной деятельности, а также всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей), определенных по результатам закупок; - выборочный анализ служащих (работников), участвующих в закупочной деятельности, а также участников закупки с учетом положений пункта 4.1 настоящих Методических рекомендаций; - выборочный анализ служащих (работников), участвующих в закупочной деятельности, а также поставщиков (подрядчиков, исполнителей), определенных по результатам закупок, с учетом положений пункта 4.1 настоящих Методических рекомендаций; - выборочный анализ служащих (работников), участвующих в закупочной деятельности, а также участников закупки в связи с поступившей в орган (организацию) информацией от физических или юридических лиц, в том числе иных органов; - иные основания для проведения анализа. 4.3. В целях выявления личной заинтересованности подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется уделить особое внимание анализу поступающих в орган (организацию) и содержащих замечания писем уполномоченных органов (например, ФАС России, Счетной палаты Российской Федерации, Федерального казначейства). Анализу в том числе подлежит информация, поступившая в связи с проведенным общественным контролем гражданами и общественными объединениями и объединениями юридических лиц, а также информация, поступившая от указанных и иных субъектов в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В этой связи в органе (организации) целесообразно организовать такой порядок взаимодействия, который будет способствовать оптимальному доступу сотрудников подразделений по профилактике коррупционных правонарушений к указанной и иной информации (например, предоставлять доступ через систему электронного документооборота). Одновременно подразделением по профилактике коррупционных правонарушений может быть организован личный прием лиц, обладающих информацией о фактах совершения служащими (работниками) коррупционных правонарушений, и (или) может быть, помимо телефона "горячей линии", создан адрес электронной почты, на который гражданин сможет направить рассматриваемую информацию.[3] Указанный анализ направлен на выявление фактов, которые могут свидетельствовать о личной заинтересованности служащих (работников), участвовавших в проведении такой закупки. В этой связи подразделению по профилактике коррупционных правонарушений, в первую очередь, необходимо определить природу, представленной информации: свидетельствует ли данная информация о нарушении положений Федерального закона № 44-ФЗ или Федерального закона № 223-ФЗ и (или) она содержит сведения о наличии у служащих (работников) личной заинтересованности в закупке. Положительным опытом в рамках обмена информацией является заключение соглашений между органами (организациями) и, например, межрегиональными управлениями Росфинмониторинга об информационном обмене в целях предупреждения выделения бюджетных средств
[3] Подобная информация не является основанием для проведения проверки соблюдения служащим (работником) в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, в частности, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами. Однако она подлежит анализу и по его результатам служащий (работник) подразделения по профилактике коррупционных правонарушений может ходатайствовать о проведении соответствующей проверки (пункт 10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065). недобросовестным исполнителям для выявления ряда рисков (например, хищения бюджетных средств, ненадлежащего исполнения работ и т.п.). Поступающая в рамках подобного соглашения информация также может быть проанализирована для целей предупреждения коррупции и, в частности, выявления личной заинтересованности служащих (работников). При наличии возможности может быть организовано рабочее взаимодействие между служащим (работником) подразделения по профилактике коррупционных правонарушений, специализирующимся в сфере закупочной деятельности, и ответственными служащими соответствующих органов, в том числе для целей обмена информацией и получения необходимых консультаций.
Аналитические мероприятия в отношении служащих (работников), участвующих в закупке
4.4. По результатам определения круга служащих (работников) и участников закупки (поставщиков (подрядчиков, исполнителей)), в отношении которых проводится анализ, подразделению по профилактике коррупционных правонарушений необходимо осуществить сбор применимой информации, которая может содержать признаки наличия у служащего (работника) личной заинтересованности при осуществлении закупок. 4.5. В целях выявления личной заинтересованности служащих (работников), которая приводит или может привести к конфликту интересов, подразделению по профилактике коррупционных правонарушений необходимо обобщить имеющуюся информацию о служащем (работнике), его близких родственниках (если применимо), например, информацию, содержащуюся в следующих документах: 1) трудовая книжка; 2) анкета, подлежащая представлению в государственный орган, орган местного самоуправления, аппарат избирательной комиссии муниципального образования гражданином Российской Федерации, изъявившим желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации, форма которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667-р; 3) личная карточка работника; 4) форма представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 2867-р; 5) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; 6) иная информация, в том числе содержащаяся в личном деле служащего (работника). Кроме того, рекомендуется обеспечить ежегодную актуализацию информации, находящейся в личном деле служащего (работника). Также с соблюдением законодательства Российской Федерации, в частности, положений законодательства о персональных данных, может быть организована работа по получению отсутствующих в личном деле служащего (работника) сведений об иных лицах, находящихся со служащим (работником) в близком родстве или свойстве. Одновременно также целесообразно проанализировать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе посредством использования различных агрегаторов информации, и иную имеющуюся в распоряжении органа (организации) информацию. Например, информация, содержащаяся в следующих документах: - поступившие в орган в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ сообщения от работодателей бывших служащих; - журнал посещений органа (организации); - реестр ранее заключенных контрактов; - реестр контрагентов. Также подразделение по профилактике коррупционных правонарушений может проводить беседы со служащими (работниками) с их согласия, получать от них с их согласия необходимые пояснения, а также получать от органов (организаций) информацию о соблюдении служащими (работниками) требований к служебному поведению (за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну), в том числе требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, изучать представленные гражданами или служащими (работниками) сведения, иную полученную информацию (см., например, подпункт "л" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"). 4.6. В органе (организации) рекомендуется организовать добровольное ежегодное представление служащими (работниками), участвующими в осуществлении закупок, декларации о возможной личной заинтересованности. Типовая форма для декларирования служащими (работниками) о возможной личной заинтересованности приведена в Приложении к настоящим Методическим рекомендациям. 4.7. На основании указанных действий подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется сформировать профиль служащего (работника), участвующего в закупочной деятельности.
Аналитические мероприятия в отношении участников закупок
4.8. Аналогичный профиль может быть сформирован в отношении участников закупок, в том числе определенным по результатам закупок поставщикам (подрядчикам, исполнителям). В этой связи рекомендуется с учетом положений законодательства Российской Федерации обеспечить ответственного служащего (работника) подразделения по профилактике коррупционных правонарушений доступом к необходимой для составления такого профиля информации (например, по решению руководителя органа (организации) или уполномоченного им лица). 4.9. Информацию об участниках закупки, в том числе о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), можно получить как непосредственно от структурных подразделений органа (организации), участвующих в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), так и из данных, размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://zakupki.gov.ru/. 4.10. В случае принятия решения о составлении профиля в отношении участников закупки, в зависимости от выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) у подразделения по профилактике коррупционных правонарушений на разных этапах возникает возможность ознакомиться с информацией об участниках закупки. Так, отдельную информацию об участниках закупки можно получить посредством анализа сведений, представленных непосредственно на самом конверте (отправитель), после вскрытия указанных конвертов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме – во второй части заявок. Кроме того, подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется проанализировать поступившие в орган (организацию) запросы (если применимо): - на получение конкурсной документации; - от участника закупки о даче разъяснений положений документации; - о даче разъяснений результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя); - иные запросы. В указанных целях рекомендуется при поступлении подобных запросов обеспечить ознакомление с ними подразделение по профилактике коррупционных правонарушений, например, посредством автоматизированного их направления в системе электронного документооборота. 4.10.1. В рамках указанного анализа также целесообразно удостовериться в отсутствии информации, свидетельствующей о возможном возникновении у служащих (работников) личной заинтересованности при осуществлении закупки, и в случае необходимости проинформировать об этом руководителя органа (организации) в целях принятия мер, направленных на предупреждение ситуаций конфликта интересов (например, отстранить служащего (работника) от участия в осуществлении закупки). 4.11. Анализу и обобщению для формирования профиля подлежит следующая информация (если применимо): 1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника закупки, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона; 2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица); 3) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки – юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности), и иные связанные с данной обязанностью документы; 4) копии учредительных документов участника закупки (для юридического лица); 5) иные представленные участником закупки документы. 4.12. В случае, если служащим (работником) подразделения по профилактике коррупционных правонарушений выявлено нарушение участником закупки требования, установленного пунктом 9 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ (об отсутствии между ним и заказчиком конфликта интересов), то об указанном факте рекомендуется незамедлительно проинформировать руководителя заказчика и (или) комиссию. При этом необходимо принимать во внимание, что определение понятия "конфликт интересов", используемое в Федеральном законе № 44-ФЗ, Принятым в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным В случае выявления подразделением по профилактике коррупционных правонарушений конфликта интересов в соответствии положением о закупке (если применимо), то об указанном факте также рекомендуется незамедлительно проинформировать руководителя заказчика и (или) комиссию. 4.13. Если выбранный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предусматривает запрос котировок или запрос предложений и (или) выбранный способ относится к категории закрытых подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется провести анализ информации об участниках закупки, которым направлены соответствующие запросы или которые допущены для участия в закрытом способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
[4] Под конфликтом интересов между участником закупки и заказчиком в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества (пункт 9 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ). Аналогично подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется провести анализ информации о единственном поставщике (подрядчике, исполнителе). 4.14. Иная информация об участниках закупки, применимая для целей выявления личной заинтересованности служащих (работников), может быть также получена из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", например, посредством анализа сведений, доступных на электронном сервисе "Прозрачный бизнес", размещенном по адресу: https://pb.nalog.ru/, а также посредством использования различных агрегаторов информации.
Анализ профилей служащих (работников) и участников закупок, полученных по результатам аналитической работы
4.15. По результатам составления с учетом положений пункта 4.2 настоящих Методических рекомендаций профилей служащих (работников), участвующих в осуществлении закупки, а также профилей участников закупок подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется осуществить перекрестный анализ имеющейся в их распоряжении информации для целей выявления личной заинтересованности служащих (работников). 4.16. Для выявления фактов, свидетельствующих о возможном наличии личной заинтересованности у служащих (работников), участвующих в осуществлении закупки, подразделением по профилактике коррупционных правонарушений может быть проанализирована документация, связанная с осуществлением закупки, в том числе документация, связанная с планированием закупки. Соответствующая информация может быть получена из Единой информационной системы в сфере закупок по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://zakupki.gov.ru/ либо получена с учетом положений пункта 2.4 настоящих Методических рекомендаций. 4.17. Также в случае признания целесообразным подразделением по профилактике коррупционных правонарушений может быть проведен комплексный анализ информации о закупке, в ходе которого могут быть выявлены индикаторы, наличие которых может свидетельствовать о личной заинтересованности служащих (работников), участвующих в проведении такой закупки.[5] 4.18. В случае признания целесообразным по результатам данного анализа подразделением по профилактике коррупционных правонарушений может быть организовано проведение соответствующей проверки соблюдения служащим (работником) в течение трех лет, предшествующих
[5] Примеры таких индикаторов отражены, например, в материалах "Серая книга", подготовленных проектом Общероссийского народного фронта "За честные закупки" и размещенных на официальном сайте проекта Общероссийского народного фронта "За честные закупки" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке: http://zachestnyezakupki.onf.ru/Public/Knowledge?category=GrayScheme.
поступлению информации, явившейся основанием для осуществления такой проверки, в частности, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами (далее – проверка).[6] 4.19. Достаточная информация для организации проведения проверки может быть получена не только в рамках осуществления вышеуказанного анализа, но и в рамках анализа информации, содержащейся в документации, связанной с осуществлением закупки. 4.20. Отдельное внимание подразделением по профилактике коррупционных правонарушений может быть уделено анализу имеющейся информации о субподрядчиках (соисполнителях) по контракту. При этом необходимо отметить, что Федеральным законом № 44-ФЗ установлена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех субподрядчиках (соисполнителях), заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.[7] Также в соответствии с частью 2 статьи 101 Федерального При этом заказчик самостоятельно принимает решение о способах осуществления указанного контроля. Аспекты, связанные с получением информации о субподрядчиках (соисполнителя) в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, регулируются положением о закупке. 4.21. Для указанной цели также могут быть сформированы профили субподрядчиков (соисполнителей) по контракту с учетом положений настоящих Методических рекомендаций.
[6] См., например, Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065. [7] Часть 23 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ во взаимосвязи с постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию", согласно которой установлены следующие квалифицирующие цены контракта: 1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд; 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
4.22. Предметом перекрестного анализа профилей служащих (работников) и профилей субподрядчиков (соисполнителей) является поиск возможных связей, свидетельствующих о наличии у служащих (работников) личной заинтересованности, в частности, в участии соответствующих лиц в качестве субподрядчиков (соисполнителей). При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).[8] 4.23. Помимо указанного анализа также может быть проведена проверка для целей установления фактов нарушений положений Федерального закона № 273-ФЗ, например, установления фактов "навязывания услуг" (например, понуждение со стороны служащего (работника) заключить договор субподряда с аффилированной с таким служащим (работником) организацией). 5.Особенности построения работы в отдельных категориях организаций
5.1. При внедрении в отдельных категориях организаций механизмов регулирования конфликта интересов следует учитывать, что в настоящее время в нормативных правовых актах Российской Федерации закреплены различные определения понятия "конфликт интересов" и "личная заинтересованность", а также процедуры урегулирования конфликта интересов. Отдельные категории организаций не обязаны при разработке соответствующих регулятивных мер основываться на определении "конфликта интересов", закрепленном в Федеральном законе № 273-ФЗ. Вместе с тем рекомендуется, чтобы вводимые отдельными категориями организаций определения понятий "личная заинтересованность" и "конфликт интересов" не противоречили общим подходам, заложенным в соответствующих определениях Федерального закона № 273-ФЗ. Также отдельным категориям организаций следует руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими сферу, в которой
[8] См., например, часть 29.1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ; постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 " Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
организация осуществляет свою деятельность, и содержащими соответствующие понятия и их определение и (или) описание. 5.2. При построении работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников отдельных категорий организаций при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, рекомендуется руководствоваться применимыми положениями разделов 2-4 настоящих Методических рекомендаций. Вместе с тем, в первую очередь, рекомендуется разработать отдельное положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов и утвердить его либо в качестве приложения к антикоррупционной политике организации[9], либо в качестве отдельного локального нормативного акта.[10] 5.3. В указанном положении прописываются аспекты, связанные со следующим: - предупреждение конфликта интересов, то есть система антикоррупционных мер, затрудняющих попадание работника в ситуацию конфликта интересов; - выявление конфликта интересов (например, посредством установления декларирования или самостоятельного анализа информации работниками подразделения по профилактике коррупционных правонарушений); - урегулирование конфликта интересов, то есть принятие организационных мер (например, усиление контроля за исполнением работником трудовых обязанностей, при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов). 5.4. В этой связи в рассматриваемом положении могут быть предусмотрены следующие структурные единицы (разделы):
[9] Антикоррупционная политика организации – рамочный документ, определяющий основные подходы к реализации антикоррупционных мер. Представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности организации, на основании которого осуществляется подготовка локальных нормативных актов организации в сфере предупреждения и противодействия коррупции. [10] Утверждаемая антикоррупционная политика организации и локальные нормативные акты организации в сфере предупреждения коррупции, а также возлагаемые в связи с этим на работников антикоррупционные стандарты должны соответствовать закрепленным в Конституции Российской Федерации правам и законным интересам работников, в частности, праву на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также учитывать, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом
. При этом все процедуры, предусматриваемые положением о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, должны быть тщательно проработаны с учетом особенностей управленческих процессов в конкретной организации. 5.5. В основу рассматриваемой работы в отдельных категориях организаций могут быть положены следующие принципы:
5.6. Вместе с тем организации необходимо соблюдать конституционное право граждан на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на охрану конституционных прав и законных интересов граждан, в том числе защиту персональных данных, а также учитывать установленные в связи с этим ограничения на проверку достоверности и полноты представленных работником сведений. Принимаемые организацией меры по предупреждению и противодействию коррупции не должны противоречить положениям Конституции Российской Федерации, заключенных Российской Федерацией международных договоров, законов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, применимых к организации. Особое внимание при выстраивании системы антикоррупционных мер организации следует уделить соблюдению норм законодательства Российской Федерации о персональных данных, обеспечив, когда это необходимо, получение согласия работников на обработку их персональных данных, а также установив ответственность сотрудников, осуществляющих работу с персональными данными, за их разглашение или незаконное использование. 5.7. При выстраивании указанной работы, целесообразно руководствоваться применимыми положениями методических материалов "Меры по предупреждению коррупции в организациях".[11]
[11] Методические материалы "Меры по предупреждению коррупции в организациях" размещены и доступны для скачивания на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015.
Приложение В ________________________________ (указывается наименование подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственного органа, органа местного самоуправления или организации)
от ________________________________ __________________________________ (Ф.И.О., замещаемая должность) Декларация о возможной личной заинтересованности1[1]
Перед заполнением настоящей декларации мне разъяснено следующее: - содержание понятий "конфликт интересов" и "личная заинтересованность"; - обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; - порядок уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; - ответственность за неисполнение указанной обязанности.
1[1]Настоящая декларация носит строго конфиденциальный характер и предназначена исключительно для внутреннего пользования. Содержание декларации не подлежит раскрытию каким-либо третьим сторонам и не может быть использовано ими в иных целях, кроме выявления личной заинтересованности подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственного органа, органа местного самоуправления или организации (ответственными должностными лицами). Необходимо внимательно ознакомиться с приведенными ниже вопросами и ответить "да" или "нет" на каждый из них (допускается также указывать символ "+", "√" и проч.). Ответ "да" необязательно означает наличие личной заинтересованности, но выявляет вопрос, заслуживающий дальнейшего обсуждения и рассмотрения. Необходимо дать разъяснения ко всем ответам "да" в месте, отведенном в конце раздела формы. Понятие "родственники", используемое в Декларации, включает таких Ваших родственников, как родители (в том числе приемные), супруг (супруга) (в том числе бывший (бывшая)), дети (в том числе приемные), братья, сестры, супруги братьев и сестер, а также братья, сестры, родители, дети супруга (супруги), супруги детей.
Если Вы ответили "да" на любой из вышеуказанных вопросов, просьба изложить ниже информацию для рассмотрения и оценки обстоятельств (с соблюдением законодательства Российской Федерации, в частности, положений законодательства о персональных данных).
Настоящим подтверждаю, что: - данная декларация заполнена мною добровольно и с моего согласия; - я прочитал и понял все вышеуказанные вопросы; - мои ответы и любая пояснительная информация являются полными, правдивыми и правильными.
2[1] Бенефициар - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.
|
Разработка сайта |
ГБУ Центр подготовки и постинтернатного сопровождения выпускников «Расправь крылья» 308519, Белгородская обл., Белгородский р-он, п. Северный, ул. Школьная, 37 Телефон/факс: 23-10-36, 23-00-65 | Электронная почта: centr_rk@mst.belregion.ru |
Сайт использует «cookies» через интернет-сервис для сбора технических данных посетителей с целью получения статистической информации.